Защитить Кавминводы от губительных инициатив

25.01.2021 15:04 www.alrf26.ru
Печать
Именно на это опять направлены силы Общественной палаты Ставрополья и Ставропольского регионального отделения Ассоциации юристов России. И в очередной раз их позиция по сохранению региона Кавминвод встретила поддержку на федеральном уровне.

Будущее региона Кавказских Минеральных Вод, его природных лечебных ресурсов – минеральных источников и лечебных грязей, бальнеологических здравниц и городов-курортов – зависит от тех законов, по которым Кавминводам жить и развиваться в дальнейшем. В этом убеждены общественники и юристы Ставропольского края, которые не прекращают держать руку на пульсе этого вопроса.

Надо заметить, «сердечный ритм» здесь далеко неоднородный, на языке медицинском можно сказать, даже аритмический. Уже на протяжении шести лет общественники Ставрополья вместе с общественными экологическими и правозащитными организациями, общественными советами городов-курортов, экспертами и специалистами не ослабляя внимания, продолжают непростую борьбу за судьбу Кавказских Минеральных Вод.

– И сегодня не прекращаются попытки на законодательном уровне исключить положения, устанавливающие особенности правового регулирования в отношении особо охраняемого эколого-курортного региона федерального значения Кавказские Минеральные Воды, – говорит председатель ОП СК, председатель Ставропольского регионального отделения Ассоциации юристов России, заслуженный юрист РФ Николай Кашурин. – Это, безусловно, ослабит режим охраны курортов КМВ.

 

«Новое» не всегда означает «лучшее»

Накануне новогодних праздников в Общественную палату Ставропольского края поступила информация о подготовке и направлении Министерством экономического развития России на согласование нескольких проектов нормативных правовых актов – проекта постановления Правительства РФ «О курортном регионе Кавказские Минеральные Воды, внесении изменений в некоторые акты Совета Министров РСФСР, Правительства Российской Федерации и признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 6 июля 1992 г. №462» и проект Указа Президента Российской Федерации «О признании утратившим силу Указа Президента Российской Федерации от 27 марта 1992 г. №309 «Об особо охраняемом эколого-курортном регионе Российской Федерации».

Безотлагательно краевая Общественная палата совместно с ее экспертной рабочей группой по проведению общественной экспертизы проектов нормативных правовых актов, а также с экспертами и специалистами в области курортологии, бальнеологии, гидрогеологии, экологии, конституционного, земельного и экологического права провела  экспертный анализ этих проектов. В результате был сделан однозначный вывод о том, что их принятие приведет к окончательному выхолащиванию правового статуса курортов Кавказских Минеральных Вод.

Общественники, эксперты и специалисты, видные ученые края бьют тревогу, дабы предотвратить потерю единственного в России эколого-курортного региона федерального значения.

– Кавминводы обладают уникальным лечебно-природоресурсным потенциалом, который по многим показателям не имеет аналогов не только в России, но и в мире, – отмечает Николай Кашурин. – Мы убеждены, что их сохранение и рациональное использование природных ресурсов является важнейшей приоритетной задачей властей всех уровней, ключевым фактором успешной реализации государственной политики как в области охраны окружающей среды, так и в сфере здравоохранения. Однако почему тогда положения разработанных Минэкономразвития РФ проектов нормативных правовых актов идут вразрез с названной задачей?

Крайнюю степень недоумения у общественников региона вызывает и то обстоятельство, что подготовкой законопроектов, которые впоследствии должны будут регулировать правоотношения в сфере здравоохранения, природопользования и охраны окружающей среды, занималось министерство экономического блока, а не Минприроды России совместно с Минздравом России, к чьей компетенции относимы эти вопросы.

 

Одна страница – на всё?

Что же предлагается в проектах Постановления и Указа? С 1992 года особенности хозяйственной деятельности на КМВ регулируются Положением об особо охраняемом эколого-курортном регионе Российской Федерации – Кавказских Минеральных Водах Ставропольского края и его администрации. Так вот, проектом постановления Правительства РФ названный документ, прошедший проверку временем (в том числе, в вопросах охраны и рационального использования природных лечебных факторов, особого режима ведения сельского хозяйства, специфики управления и другом), предлагается признать утратившим силу. На смену ему разработчики прочат нормативный правовой акт, по объему чуть более одной страницы, не содержащий положений, которые бы придали Кавминводам особый правовой статус, режим хозяйствования и охраны природных лечебных ресурсов. А ведь именно на них зиждется существование курортов.

Если проект будет принят в таком виде, общественники и эксперты в один голос предрекают, что в регулировании важнейших для особо охраняемого эколого-курортного региона федерального значения вопросов образуется правовой вакуум.

– Сложится ситуация, когда не будет никакого особого регулирования режима курортов Кавминвод, и их правовой режим станет определяться на общих основаниях – наряду со всеми прочими российскими курортами, – подчеркивает руководитель общественников и юристов Ставрополья, при этом напоминая, что Кавминводы обладают несомненной спецификой: – Они являются, как это указано в Указе Президента РФ от 27.03.1992 № 309 (который также предлагается признать утратившим силу), «всемирно известной местностью с уникальными лечебными и оздоровительными факторами, историко-архитектурным и культурным обликом, ввиду чего должен иметь статус особо охраняемого эколого-курортного региона Российской Федерации, имеющего федеральное значение».

Какое благо и какую защиту курортам принесет правовой режим уникального эколого-курортного региона Кавказские Минеральные Воды, будет определяться так же, как и режим какого-нибудь небольшого курорта, гораздо менее уязвимого в экологическом отношении? Вопрос риторический, ведь такой подход, в первую очередь, создаст существенные риски ухудшения и без того крайне сложной ситуации на курортах КМВ, а это недопустимо.

Немаловажными являются и вопросы финансирования курортов, включения в курортный регион только четырех курортов федерального значения – Ессентуки, Железноводск, Кисловодск и Пятигорск, оставив за чертой все остальные города и территории, в том числе в Кабардино-Балкарской и Карачаево-Черкесской республиках, которых сейчас объединяет округ горно-санитарной охраны курорта.

Эти и другие выводы по результатам проведенной экспертизы Общественная палата Ставрополья направила в адрес федеральных и краевых органов власти, в заинтересованные министерства и ведомства разных уровней. В числе адресатов – Председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко, Помощник Президента РФ – начальник Государственно-правового управления Президента Российской Федерации Лариса Брычева, Советник Президента РФ – Председатель Совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека Валерий Фадеев, депутаты Государственной Думы Российской Федерации от Ставрополья, Генеральная прокуратура РФ, Общественная палата РФ, Губернатор Ставропольского края Владимир Владимиров и другие.

И вот, первая ласточка: на имя Николая Кашурина пришел ответ за подписью Ларисы Брычевой. В нем отмечается, что в настоящее время Минэкономразвития России ведет доработку проектов, которые после поступления в Государственно-правовое управление Президента Российской Федерации будут рассмотрены в установленном порядке, в том числе с учетом поступивших от Общественной палаты Ставрополья замечаний и предложений.

Елена Гончарова